close
Ходовая часть

Стучит рулевая рейка – что делать?

Большинство автомобилистов заинтересованы в устройстве своего транспортного средства: принцип работы, взаимодействие всех узлов автомобиля. Главные аспекты, в которых заинтересованы автовладельцы – как поворачивает машина и в чем состоит связь рулевого колеса с передними колесами. Поворот транспортного средства связан с работой реечного механизма, который, как и все другие системы автомобиля, может со временем выйти из строя. Что делать, если стучит рулевая рейка, как определить и как устранить эту неисправность? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Устройство и конструкция рулевой рейки

Для получения общих понятий по поводу ремонта рулевой рейки, стоит сначала ознакомиться с конструкцией самой детали. Эти знания помогут вам найти ответ на часто задаваемый вопрос от владельцев автомобилей, почему стучит рулевая рейка. Если вы будете знать причину неисправности, тогда на ее устранение не уйдет много сил и времени.

Нельзя назвать конструкцию детали очень сложной. Основная задача рулевой рейки, или как ее еще называют – редуктор, заключается в контролировании движения поворачиваемых колес. Редуктор вращает специальную шестерню, связанную с рулем (рулевым колесом). В связи с этим при наличии неисправностей вы можете слышать, как во время поворота рулевая рейка стучит.

устройство рулевой рейки
Схема рулевой рейки

Поворачивая рулевое колесо влево или вправо, рулевая рейка заставляет двигаться реактивную тягу привода. Это и заставляет колеса поворачивать в ту или иную сторону. Однако, несмотря на простоту и надежность конструкции, при длительной эксплуатации автомобиля по неровным дорогам, механизм может начать стучать, ведь машина не предназначалась для такого интенсивного использования.

Причины появления стука

От стука, появившемся в рулевой колонке, можно избавиться, но сначала нужно определиться с возможной причиной неисправности. Рулевая рейка входит в состав системы гидравлического усилителя руля (ГУР), целью которого является облегчение вращения рулевого колеса. Таким образом, водитель, прикладывая минимум усилий, сможет менять направление транспортного средства при движении.

Работы по диагностике начинать нужно со знакомства с каталогом производителя вашего автомобиля. Самой распространенной причиной считается выход из строя рулевых наконечников. Проведите визуальный осмотр наконечников. Если какой-нибудь из них вышел из строя, то вы легко сможете это обнаружить: на этом наконечнике будет порванный пыльник. Это и приводит к поломке шарнирного соединения.

Что касается тяги, то в этом случае все будет несколько сложнее. Зачастую выход из строя данной детали происходит из-за повреждения пыльника. Иногда недобросовестные водители, перед продажей своего автомобиля с «убитой» тягой, меняют поврежденный пыльник. Такая махинация позволит скрыть поломку машины на некоторое время, достаточное, чтобы новый владелец немного поездил перед обнаружением неприятного сюрприза. Как результат – вы слышите характерный стук при движении.

Стук в рулевой рейке - что делать
Появление стука в рулевой рейке – довольно неприятная вещь

На самом деле, существует много причин появления стука. Мы рассмотрим лишь самые «популярные»:

  • плохое крепление элементов механизма. Для этого нужно лишь затянуть все крепежные болты как следует;
  • повреждение опорной втулки, в результате чего появляется вероятность образования люфта. Как раз он и приводит к появлению разного рода звуков, исходящих из рулевой колонки;
  • образование коррозии – еще одна возможная причина появления люфта. В таком случае ремонт невозможен, нужна лишь замена рулевой рейки;
  • прорыв пыльника (специального защитного чехла, изготовленного из резины) может привести к попаданию мелких частиц в область опор скольжения. Это приводит к износу детали.

Не стоит исключать такой вариант, что при изготовлении втулки использовался довольно мягкий материал. В таком случае втулка деформируется при эксплуатации автомобиля по неровным поверхностям. Для решения этой проблемы существует два варианта. Первый – это купить новую и более качественную деталь. Второй (и более дешевый) – это самостоятельно выточить втулку, используя прочный и надежный материал. Отлично подходит для этого капролон – конструкционный полимер, обладающий антикоррозийными и антифрикционными свойствами. При выборе второго варианта вы сможете значительно сэкономить на ремонте.

Преимущества и недостатки рулевой рейки

Разберемся с каждым из пунктов более подробно.

Начнем с преимуществ:

  • конструкции компактны и просты в использовании;
  • данный механизм практически полностью самостоятелен. То есть, он не требует регулярных диагностик;
  • незначительный вес конструкции;
  • повышенная жесткость и отсутствие больших люфтов делает управление автомобилем легким и точным;
  • быстрый возврат рулевого колеса в исходное положение;
  • относительно невысокая стоимость детали.

Теперь к недостаткам:

  • негативное воздействие ударных нагрузок разного рода, вызванных перемещением автомобиля по низкокачественным дорогам. Связанно это с высокой чувствительностью механизма;
  • возможны проявления незначительной вибрационной активности (виброактивности) машины;
  • детали постоянно находятся под высокой нагрузкой;
  • монтажные работы довольно сложные (в некоторых случаях сложнее от ремонта самой конструкции механизма).

К списку недостатков также можно отнести возможные появления сбоев в программе управления транспортным средством, что сопровождается резкими рывками рулевого колеса в какую-нибудь сторону. Появления рывков являются внезапными, что может привести к повреждению кожи на ладонях водителя. Но практика подсказывает, что шансов случиться такому, практически, нет. В мировой истории использования электроусилителей руля лишь несколько раз случались подобные проблемы, и то, исключительно с владельцами продукции ВАЗов.

О том, как проводится замена трансмиссионного масла здесь.

Проведение диагностики рулевой рейки

Диагностические процедуры неисправностей рулевого механизма нужно проводить с предельной осторожностью. Дело в том, что некоторые автомобилисты являются сторонниками «ручной диагностики», в ходе которой они просто дергают за тяги с рейкой, повернув колесо. Выполнение диагностики таким способом не только не даст вам ничего хорошего, но еще и сможет привести к повреждениям вашего транспортного средства.

выполнение диагностики рулевой рейки
Проверьте состояние крепежных элементов

К примеру, незначительные проблемы с рейкой легко могут превратиться в проблемы с рулевыми тягами, что является уже более дорогим «удовольствием». Если в пути вы стали замечать появления странных стуков или прочих шумов, исходящих из-под капота, тогда вам следует выполнить следующее:

  • ни в коем случае не продолжайте движение после появления сторонних звуков. Остановитесь и проведите визуальную оценку состояния повреждений;
  • заглушив автомобиль, поворачивайте рулевое колесо в разные стороны. Этими движениями попытайтесь определить свободный ход (люфт);
  • при обнаружении увеличенного люфта, вы можете быть уверенным, что суть проблемы кроется в износе рулевой рейки. В таком случае необходимо проводить замену детали;
  • наличие легкого постукивания при поворотах рулевого колеса может говорить о поврежденных рулевых наконечниках;
  • открыв капот, проверьте состояние резиновых пыльников;
  • другие виды проверок требуют посещения станции технического обслуживания, куда вы сможете добраться даже с незначительными постукиваниями в рулевой рейке;
  • проводимая квалифицированными специалистами экспертиза даст полную информацию о неисправностях в рулевом механизме вашей машины.
почему стучит рулевая рейка
Диагностика рулевой рейки в дорожных условиях

Все, что от вас требуется, это найти неплохого мастера, который сможет быстро и качественно провести диагностику и огласить свой заключительный вердикт. Современные модели автомобилей отличаются от более старых версий тем, что ремонт рулевой рейки в них проводится очень редко. В большинстве случаем механики настоятельно рекомендуют проводить замену.

Важно! Бывают ситуации, когда даже новые автомобили, недавно выехавшие из салона, начинают издавать стуки. Причем в этом случае страна-производитель автомобиля вовсе не важна.

Замена рулевой рейки достаточно дорогая, но это не должно вас останавливать. Лучше немного потратиться на покупку новой детали, чем подвергать свое авто и себя в том числе, возможному риску. Выполнив замену, вы сможете возобновить полноценную функциональность вашего транспортного средства.

Как избавиться от стука

Перед тем, как приступить к ремонту, вам нужно посетить автомагазин и приобрести ремонтный комплект. В состав комплекта входит:

  • специальная смазка;
  • сальники разных диаметров;
  • уплотнители;
  • пластиковые втулки;
  • различные детали.

В большинстве случаев производители добавляют в комплект специальную водостойкую смазку «Литол», так как она считается наиболее популярной среди автолюбителей, хотя могут встречаться и другие виды.

инструменты для ремонта рулевой рейки
Инструменты и материалы для замены рулевой рейки

Какие инструменты понадобятся для работы:

  • восьмигранный ключ (17 мм);
  • специальный съемник, предназначенный для монтажа подшипников;
  • щипцы;
  • комплект гаечных ключей.

Пошаговая инструкция по ремонту:

Шаг 1. Снимите гайки с рулевых шарниров (пальцев) и выпрессуйте их из поворотных кулаков.

ремонт рулевой рейки
Снимаем гайки с рулевого шарнира

Шаг 2. Выкрутите стопорный болт, что располагается возле педального узла.

ремонт рейки рулевого механихма
Извлекаем стопорный болт

Шаг 3. Используя головку на 13 мм, выкрутите гайки, фиксирующие рулевой механизм. Не забудьте также про удаления крепежных скоб механизма.

Как избавиться от стука
Удаление фиксирующих гаек

Шаг 4. Поддомкратив правую сторону автомобиля, произведите разъединение приводной шестерни с рулевым валом.

ремонт рулевой рейки
Разъединяем рулевой вал с приводной шестерней

Шаг 5. Отогните крайнюю часть стопорного кольца, используя старые советские инструменты – молоток и зубило. Затем выкрутите болты на рулевых тягах, используя головку на 22 мм.

как избавиться от стука
Извлекаем болты на рулевых тягах

Шаг 6. Теперь можно приступать к отсоединению рулевых тяг, сняв перед этим стопорную пластину.

отсоединяем рулевые тяги
Приступаем к отсоединению рулевых тяг

Шаг 7. Извлеките защитный чехол и специальную опору из резины.

ремонт рулевой рейки
Аккуратно снимите защитный чехол

Шаг 8. Произведите демонтаж рейки.

демонтаж рулевой рейки
Проводим демонтаж рулевой рейки

Шаг 9. После промывки картера проведите установку нового подшипника.

замена подшипника на рейке
Теперь нужно поменять подшипник

Шаг 10. Завершающим этапом будет нанесение смазки на шестеренки. После этого проведите сборку узла.

нанесение смазки на рейку
Аккуратно нанесите смазку на шестеренку

Важно! Завершив сборку, в обязательном порядке отрегулируйте зазор между упором и гайкой. Его размер не должен превышать отметку в 0,12 миллиметров.

Процедура замены практически не отличается для всех моделей автомобиля. Необходимо предварительно уточнить тип рулевого механизма, установленного на вашем авто. Также нужно знать, не проводилась ли ранее установка усилителя руля.

Рулевая рейка – как уберечь ее от стука?

Для того чтобы рулевая рейка смогла прослужить вам еще долго, нужно всерьез задуматься о манере вождения. Если вы являетесь любителем лихой езды по плохим дорогам, то нужно избавляться от такой привычки. То же самое касается и резких торможений, поскольку это также пагубным образом влияет на работу рулевой рейки. Связано это с тем, что во время торможения на передние колеса оказывается слишком большая нагрузка, и удары от неровных поверхностей становятся слишком чувствительными для данного механизма.

Небрежная парковка тоже может плохо влиять на рулевую рейку. Каждый раз, когда вы используйте бордюры в качестве отбойников при парковке, вы рискуете повредить рулевой механизм.

стучит рулевая рейка
Как избавиться от стука в рулевой рейке

Проводите периодические диагностики, замену поврежденных пыльников и втулок – это позволит вам увеличить эксплуатационный срок рулевой рейки. По той причине, что многие автомобилисты брезгуют профилактическими осмотрами, они и сталкиваются с необходимостью проведения ремонта на регулярной основе.

Несколько советов

  1. Будьте аккуратны за рулем своего авто: резко старайтесь не тормозить, паркуйтесь вдали от бордюров.
  2. Все встречающиеся выбоины и «лежачие полицейские» проезжайте медленно и спокойно, не повредив подвеску или рулевое управление автомобиля. Также вы можете сделать подвеску мягче, чтобы уберечь рулевой механизм от возможных повреждений.
  3. Проводите периодическую диагностику рулевой рейки. При наличии даже самых незначительных стуков проведите диагностику, выполнив необходимый ремонт. Если все будет выполнено качественно и быстро, вы сможете предотвратить полный выход из строя механизма управления.
  4. Регулярно меняйте пыльники и сальники, если это потребуется. Стоят такие детали недорого, но зато вы сможете избежать капитального ремонта.
  5. Соблюдая эти заветные правила, вы не будете даже знать о том, как стучит рулевая рейка.

Какова стоимость стука в рулевой рейке?

Если вам все-таки не удалось спасти рулевую рейку, и нужно проводить замену, то было бы неплохо хоть примерно знать стоимость детали. Разумеется, цены могут колебаться в разных диапазонах, зависимо от производителя. К примеру, если у вас отечественный автомобиль, то заплатите вы за такое удовольствие порядком меньше, чем владелец Ауди или Мерседеса.

Если исходить из средних значений, что стоимость рулевой рейки для ВАЗов обойдется примерно в 120-140 долларов, для иномарок – от 200 и выше. Такая стоимость обусловлена тем, что вы будете покупать рейку без наконечников и тяг. Стоимость комплекта может варьироваться в пределах 1000-1400 долларов. Для более престижных моделей эта цифра, естественно, будет намного большей.

виды рулевых реек
Стоимость рулевых реек будет зависеть от фирмы-производителя и модели вашего авто

Добавьте еще ко всему этому стоимость услуг специалистов (если вы не будете проводить замену самостоятельно), и общая сумма станет еще больше.

Подводя итоги

Рулевая рейка играет очень важную роль в жизни автомобиля, так как она отвечает за работу всей системы управления. При малейших намеках на стук или прочие звуки, исходящие со стороны рулевой рейки, обязательно нужно провести диагностику. Лишь после проверок можно эксплуатировать автомобиль дальше. Для диагностики существует целый список, который указан выше.

Стук в рулевой рейке
Своевременная замена поможет исправить ситуацию

Определившись с типом неисправности, вам необходимо принять решение о выполнении ремонта. Учтите: даже незначительные неполадки могут привести к фатальным последствиям, так что откладывать ремонт на потом – это, как минимум, небезопасно. Проводить замену лучше всего в специализированных мастерских. Да, это может быть очень дорого, но не забывайте о том, что стоит на кону такой экономии. Удачи вам и ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео – Что делать, если застучала рулевая рейка

[Всего голосов: 11    Средний: 4.6/5]
Tags : Ремонт и обслуживаниесвоими рукамиХодовая часть

Leave a Response

тринадцать − 3 =