close
Двигатель

Чистка радиатора автомобиля

Радиатор автомобиля предназначен для одной, предельно важной функции – снижение рабочей температуры двигателя до необходимой для нормального функционирования отметки. Его работа напрямую влияет на работу мотора, поэтому следует уделять должное внимание данной детали. В связи с тем, что радиаторам свойственно загрязняться во время длительной эксплуатации, многие автомобилисты сталкиваются с необходимостью проведения такой процедуры, как чистка радиатора автомобиля. Причем чистить радиатор приходится не только снаружи, но также и изнутри.

Стоит отметить, что данный процесс не является столь сложным, поэтому справиться с возникшей проблемой, будь то очистка или промывка радиатора, сможет каждый автовладелец, который пожелает улучшить техническое состояние своего авто. Другое дело, если чистка уже не поможет решить проблему – в таком случае необходимо прибегать к ремонту (пайка, холодная сварка, аргон и так далее), но делать это нужно предельно осторожно. Помните: если есть хоть какие-либо сомнения по поводу ремонта – обращайтесь к специалисту, ведь это сможет уберечь ваше авто от фатальных ошибок, сделанных вами при самостоятельных попытках починки. Ремонт радиатора автомобиля – это крайность, прибегать к которой неопытным водителям не рекомендуется. Но сначала о промывке и чистке.

Чистка и промывка – зачем это нужно?

Специалисты рекомендуют периодически проводить чистку радиатора. Дело в том, что малейшие неисправности в работе радиатора приведут к перегреву двигателя автомобиля, что чревато фатальным последствиям. К примеру, все трущиеся детали силового агрегата при повышенной температуре повреждаются. Это грозит проведением капитального ремонта двигателя и, как последствие, значительным финансовым расходам.

как почистить радиатор
Рано или поздно с этим сталкивается каждый водитель

Чтобы обезопасить себя от дополнительных материальных затрат, необходимо систематически чистить и промывать радиатор.

Важно! Выполнять очистку следует не только внутренней, но и наружной части радиатора.

На все про все у вас уйдет не так уж и много времени, но зато вы сможете полностью устранить проблему недостаточного охлаждения двигателя.

Инструменты и материалы

Для чистки этой детали собственными руками первое, что от вас потребуется, это свободное время и, конечно же, большое желание проделать данную часть работы самому, без сторонней помощи. Забегая наперед, хочется отметить, что на все у вас уйдет не более часа. И это с учетом того, что вы будете выполнять данную процедуру по очистке впервые.

Одного желания будет недостаточно, вам также потребуются определенные материалы с инструментами, без которых произвести качественную чистку вам не удастся.

Что для этого потребуется:

  • от 6 до 8 литров антифриза (в зависимости от особенностей вашей модели);
  • немного дистиллированной воды;
  • специальное средство для промывки;
  • емкий сосуд;
  • резиновый или пластиковый шланг для полива;
  • кисть (старайтесь выбирать не жесткую, а наоборот, очень мягкую);
  • разбавленная вода с мылом;
  • пустое ведро;
  • специальная емкость для отходов;
  • несколько старых тряпок;
  • набор инструментов (отвертки, ключи и т.д.).
инструменты для чистки радиатора
Безопасность – прежде всего!

Средства для личной безопасности:

  • пара перчаток для работы;
  • защитные очки;
  • влагоустойчивая форма (если такая имеется).

Средства для чистки радиатора

Стремительное развитие автомобильного рынка благополучно сказалось и на появлении на прилавках автомагазинов специальных средств, предназначенных для наружной чистки радиаторов охлаждения. Их количество стремительно растет, поэтому мы рассмотрим лишь несколько производителей, которые являются весьма популярными на современном рынке.

средства для чистки радиатора
Популярные средства для чистки РО
  1. ХАДО – компания, созданная в 1991 году совместно голландскими и украинскими специалистами. За 25 лет работы на рынке компания сумела успешно себя зарекомендовать практически на всех странах СНГ. Компания производит не только средства для очистки, но и различные присадки для двигателей, улучшающих их работу. Среди пользователей продукции ХАДО можно встретить как положительные отзывы, так и отрицательные (это происходит абсолютно со всеми продаваемыми товарами, что пользуются неплохим спросом). Основным преимуществом данной компании считается идеальное соотношение цены и качества, что делает продукцию доступной для каждого автомобилиста.
  2. Verylube – не менее известный бренд, который, кстати, принадлежит вышеупомянутой компании ХАДО. Стоит отметить, что специальное средство для очистки системы охлаждения двигателя способно справиться со своей задачей буквально за несколько минут (подробнее вы можете узнать в инструкции к продукту). Стоимость одной единицы – 250 рублей, этого хватит для полноценной очистки радиатора и других элементов системы охлаждения.
  3. ЛАВР – известное на территории РФ средство, выполняющее две основные задачи. Первая – избавление от накипи и образовавшейся коррозии. Вторая – нейтрализация продуктов разложения антифризов. Это делает процесс промывки абсолютно безопасным для всех элементов автомобиля. Продукция этого производителя также успешно применяется при раскоксовке двигателя.
  4. Liqui Moly – замечательный очиститель для внешней очистки поверхности радиатора. Считается «королем» среди подобных аналогов, так как он весьма эффективен. Стоимость данного средства на порядок выше от предыдущих вариантов (от 800 рублей), но потраченные деньги того стоят. Об этом говорят многочисленные положительные отзывы пользователей продукции Liqui Moly.

22Не горят фонари заднего хода

Более детальную информацию об этом вы сможете найти здесь. Также вас может заинтересовать наша статья о замене лобового стекла.

 

Как очистить радиатор изнутри

Перед тем, как приступить к работе, обязательно убедитесь, что двигатель автомобиля полностью остыл. Это предусматривается целями вашей безопасности. Дело в том, что высокая температура двигателя повышает давление жидкости. Это может привести к неприятным моментам во время работы – речь идет об ожогах. К тому же температура заливаемой жидкости, как правило, гораздо ниже от температуры двигателя, что может также привести к его повреждению.

Во избежание механических повреждений сот радиатора при чистке необходимо соблюдать все правила техники безопасности. Придерживайтесь инструкции, и все будет отлично.

Приступая к работе

Приподняв капот двигателя, его необходимо закрепить, чтобы он не свалился на вашу голову при работе. Все автомобили оснащены специальными креплениями или пневматическими фиксаторами, так что с этим не возникнет проблем.

Важно! Использованная жидкость-охладитель – очень токсичное вещество, поэтому при ее удалении из системы охлаждения нужно быть предельно осторожным. Ни в коем случае не сливайте отходы в грунт.

Специальная тара, подготовленная для слива переработанного охладителя, не должна повторно использоваться на кухне, соприкасаясь с продуктами питания. Это очень опасно для здоровья. При выборе данной емкости следует брать во внимание некоторые моменты. Например, она должна свободно помещаться между днищем машины и землей. Также ее ширина должна быть достаточно большой для того чтобы вам было удобно проводить промывку.

Подобрав подходящую по размеру тару, установите ее под радиатором охлаждения, как раз под вентилем.

Откручиваем крышку

откручиваем крышку радиатора
Откручиваем крышку РО

Как уже упоминалось ранее, температура двигателя, так же как и его тип, влияет на уровень давления охлаждающей жидкости. Необходимую информацию вы сможете прочесть на крышке радиатора охлаждения (РО). Для сохранения необходимого давления в радиаторе крышка оснащена специальной пружиной. Если вы заметили, что она (пружина) потеряла в жесткости, то ее необходимо заменить. Также замена требуется в том случае, если на местах крепления образовалась ржавчина.

Важно! Специалисты рекомендуют проводить замену крышки РО каждые два года. С такой же периодичностью необходимо делать промывку радиатора.

Стоит отметить, что существуют разные типы крышек, каждый из которых предназначен для определенного уровня давления.

Диагностика зажимов и шлангов

К радиатору крепится два шланга: первый, присоединен к крышке, играет роль вывода скопившейся горячей жидкости из двигателя автомобиля. Второй шланг крепится внизу, он служит для подачи охлажденной жидкости к двигателю. Для замены шлангов необходимо будет сначала высушить радиатор, после чего провести диагностику на наличие неисправностей. При обнаружении даже незначительных трещин или протечек на шлангах, их нужно заменить. То же касается и металлических зажимов, заменить которые также необходимо при наличии следов ржавчины.

как почистить радиатор
Проверьте качество всех шлангов и зажимов

Замену шлангов также нужно проводить, если они потеряли свою прежнюю прочность и стали мягкими. Желательно проводить замену сразу обоих шлангов – так надежнее.

Избавление от охлаждающей жидкости

В связи с токсичностью охладителя, обязательно одевайте рабочие перчатки перед тем, как открутить вентиль. Предварительно поставьте емкий сосуд под машину, в который должна стечь вся жидкость. Когда все остатки охлаждающей жидкости оказались в емкости, вентиль можно закрутить обратно. Отходы поместите в специально подготовленную емкость.

слив охлаждающей жидкости
Охлаждающую жидкость обязательно нужно сливать в специальный сосуд

Промывка радиатора подразумевает под собой еще одну емкость для жидкости, установленную под вентилем. На протяжении выполнения всех операций не рекомендуется снимать защитные перчатки.

Промывка радиатора

Этот этап чистки радиатора можно назвать самым простым в исполнении. Используя обычный садовый шланг, наполните радиатор чистой водой. Затем воду нужно слить в специальный контейнер для утилизации отходов. Обратите внимание на цвет воды, вытекающей из радиатора: если она все еще грязная, то данную процедуру необходимо повторить снова.

Промывку обычной водой из-под крана можно делать лишь в том случае, если внутренняя часть радиатора загрязнена не слишком сильно. В противном случае есть смысл воспользоваться специальным средством для чистки. Какое именно средство выбрать – это ваше дело, главное, чтобы оно хорошо справлялось со своей задачей.

промывка радиатора
Для промывки РО подойдет обычная вода из шланга

Залив очищающую жидкость в радиатор, заведите автомобиль примерно на 15 минут. Времени должно быть достаточно для распределения средства по всем «закоулкам» системы охлаждения вашего авто. После 15-минутной работы систему охлаждения необходимо прочистить. Для этой цели используйте воду (обратно возвращаемся к садовому шлангу).

Выполнять очистку необходимо при работающем двигателе. Также не забудьте открыть специальные краны для слива жидкости.

Выполнение замены охлаждающей жидкости

Качественная охлаждающая жидкость (ОЖ) состоит всего лишь из двух элементов – это вода и антифриз. Причем обычная вода из-под крана уже не прокатит, нужно использовать дистиллированную. Связано это с тем, что в состав дистиллированной воды не входят различные минеральные вещества, из-за которых химические свойства ОЖ могут измениться. В таком случае жидкость перестанет выполнять свою изначальную задачу, и двигатель будет очень быстро перегреваться.

Для приготовления ОЖ своими руками необходимо смешать эти два компонента в чистой емкости. Разумеется, вы можете и купить готовую жидкость в любом магазине автозапчастей. Неплохой вариант – это AUTOMAX (автомакс) или «Эльф», хотя  вы можете подобрать для себя любой другой вариант.

замена охлаждающей жидкости
Теперь производим замену охлаждающей жидкости

Среднестатистический радиатор охлаждения способен вмещать в себя примерно 6-8 литров, что нужно учитывать заранее, когда вы приобретаете ОЖ или мешаете ее самостоятельно. Согласитесь, будет неприятно, когда вам придется снова ехать в магазин за жидкостью, в то время как процесс чистки радиатора практически завершился. Изначально продумайте все детали вашего плана.

Удаляем воздух из системы

Воздушные пробки, образовавшиеся в патрубках и магистралях системы охлаждения, необходимо удалить. Перед тем, как приступить к удалению воздуха, двигатель необходимо хорошенько прогреть. Открыв радиатор, запустите двигатель и дайте ему поработать на минимальных оборотах около 15-ти минут. Открытый РО позволит немного снизить уровень давления.

удаление воздуха из системы охлаждения
Как нужно удалять воздух из СО

Спустя 15 минут работы включите обогреватель в машине (печку) на полную мощность. Благодаря включенной печке охлаждающая жидкость сможет беспрепятственно циркулировать по системе, а скопившийся в ней воздух постепенно уйдет через его горловину. После того, как весь воздух покинет систему, нужно заполнить освободившееся место охладителем.

Важно! Добавляя охладитель, нужно быть осторожным, так как из горловины может все еще выходить очень горячий воздух – вы можете обжечься.

Долив необходимое количество охладителя, плотно закрутите крышку и вытрите горлышко РО сухой тряпкой.

Финальная уборка

Произведя промывку, убедитесь в отсутствии возможных утечек на радиаторе. Также уделите внимание вентилю: не брызгает ли там жидкость. Если вы используете сильные химические вещества для очистки РО, постарайтесь удалить их остатки с корпуса по завершению процедуры. В противном случае возможно образование коррозии, что пагубным образом влияет на детали. Но это не касается антифриза, о чьих антикоррозийных свойствах знают все автомобилисты. Находящийся в нем этиленгликоль препятствует появлению накипи и коррозии.

Наружная очистка радиатора

Скопления грязи на наружной части РО зачастую может стать причиной частого перегрева двигателя. Вполне возможно, что после открытия капота вы увидите слой из пыли или пуха толщиной в несколько сантиметров. Многие водители решают эту проблему при помощи продувки радиатора сжатым воздухом. Метод действенный, но при этом нужно быть предельно аккуратным. Вы же не хотите переусердствовать с давлением и погнуть радиаторные соты.

Многие специалисты рекомендуют надежный дедовский способ – промывка радиатора водой с мылом. Используя нейлоновую кисть, постарайтесь соскрести как можно больше грязи с поверхности детали. Направления движений кисти должны совпадать с расположением сот. В противном случае возникает риск повреждения хрупкого металлического изделия.

наружная чистка радиатора
Пример старого доброго дедовского способа

Остатки грязи смойте мощной струйкой чистой воды – это поможет очистить РО быстро и качественно. Повторять такую процедуру рекомендуется регулярно, каждые 18-20 тысяч пройденных километров.

Совет! Старайтесь избегать разного рода агрессивных кислот, поскольку использование химических составов на их основе могут нанести серьезный вред деталям системы охлаждения вашего авто.

Подводя итоги

Проводя регулярную промывку и чистку РО, вы сможете не только улучшить общее состояние вашего транспортного средства, но и продлить срок эксплуатации радиатора. Процедура несложная, но если у вас все-таки возникли проблемы, тогда лучше сразу обратиться за помощью к специалистам. Стоимость их услуг не очень большая, чтобы подвергать риску ваш любимый автомобиль. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео – Как чистить радиатор своими руками

[Всего голосов: 16    Средний: 3.7/5]
Tags : ДвигательРемонт и обслуживаниеСистема охлаждения

3 комментария

  1. Здравствуйте! Верный способ почистить радиатор – залить кока-колы и поездить с ней хотя бы неделю. Вот увидите: через недельку из радиатора песок полезет. Кроме шуток, помимо всеми хваленного Radiator Flush есть целая уйма качественных производителей, а народных проверенных способов – еще больше!

    1. Кока-кола? Впервые слышу о таком методе. Да, этот напиток нередко используется для наружной чистке двигателя, но чтоб заливать газировку в радиатор? Николай, скажите, двигатель не будет греться после того, как в радиатор залить кока-колу? Интересно самому попробовать на своей старенькой девятке. Заранее благодарен за ответ))

  2. У моего друга тоже была подобная проблема, только он ездил тогда на Форде. Каждый раз, когда он включал климат-контроль, жидкость постепенно начинала греться. Это приводит к тому, что кондиционер автоматически выключался. Весьма неприятное явление, особенно в жаркую погоду. Выполнив промывку радиатора, я заметил, что он вовсе перестал греться. Результат полностью меня удовлетворил, ведь теперь я практически никогда не выключаю климат. Хотя можно было и потратиться немного на услуги автосервиса. В следующий раз, наверное, сам руки морать уже не буду.

Leave a Response

четыре × 4 =